Лечение нарушений памяти | Клиника Здоровья

Лечение нарушений памяти

Память – это способность хранить и воспроизводить полученную информацию. Ее постоянное или эпизодическое нарушение, вызванное теми или иными причинами, знакомо почти каждому человеку. Для устранения подобной проблемы требуется визит к специалисту, который на основании проведенной диагностики назначит эффективное лечение.

Виды нарушений памяти

Нарушения памяти делятся на 2 вида: количественные и качественные. Количественным нарушениям памяти (дисмнезии) свойственно снижение или увеличение способности запоминать новую информацию. К этому виду относится:

1. Гипомнезия – ослабление всех компонентов памяти. При этом человек утрачивает способность запоминать всю новую информацию. С целью компенсации этого недостатка страдающие гипомнезией люди записывают увиденное и услышанное на какой-либо носитель.
  2. Гипермнезия – усиление компонентов памяти, в результате которого человек запоминает намного больше информации, чем нужно. Одновременно им утрачивается сознательный компонент, при котором происходит потеря контроля над памятью.
  3. Амнезия – полное стирание той или иной информации.

Под качественными нарушениями памяти (парамнезии) подразумевают смещение хронологии событий или ложные воспоминания. К ним относят, такие виды как:

1. Псевдореминисценция (иллюзии памяти) – характеризуются ошибочными воспоминаниями. Пациент рассказывает о событиях, реально происходивших в его жизни, но в другом хронологическом порядке.
  2. Криптомнезия – неспособность восстановить в памяти событие без искажения источника информации. Примеру, прочитав наизусть выученное в школе стихотворение, пациент присваивает себе авторство.
  3. Конфабуляция – характеризуется яркими воспоминаниями, в действительности никогда не происходившими в жизни.

Причины возникновения

Известно множество факторов, обуславливающих проблемы с памятью, наиболее распространенный из них – астенический синдром. Снижение функций памяти происходит на базе органических заболеваний центральной нервной системы. Самые распространенные причины мнестических расстройств следующие:

1. Переутомление. Источником стресса и снижения когнитивных процессов становятся различного рода нагрузки: умственные и эмоционалные. Неправильное питание и недосып существенно увеличивают вероятность ослабления памяти.
  2. Соматические заболевания, приводящие к общему истощению. При этом проблемы запоминание вызывает как астенизация, так и перемещение концентрации с поступающей информации на ощущения дискомфорта в теле.
  3. Вредные привычки. Расстройство памяти происходит из-за мозгового поражения, гиповитаминоза и повреждения печени токсинами. Наркомания и длительная алкогольная зависимость провоцируют развитие когнитивного дефицита.
  4. Нарушение кровообращения в мозге, обусловленное атеросклерозом сосудов, спазмом, инсультом и прочими возрастными расстройствами. При этом в группе риска находятся пациенты, страдающие гипертонией.
  5. Черепно-мозговые травмы. Расстройство может выражаться как в легкой форме (затруднения при запоминании новой информации), так и в тяжелой (потеря всех накопленных знаний, в том числе лица, имена и фамилии родственников).
  6. Дегенеративные процессы в центральной нервной системе. В процессе нормального старения в мозге уменьшается количество клеток, объем тканей и уровень метаболизма. В связи с этим происходит ослабление памяти.
  7. Психические расстройства, формирование когнитивного диссонанса на фоне деменции и шизофрении.

Важно! Генетические патологии, осложнения при беременности и родах могут стать причиной умственной отсталости, особенно сильно мнестические нарушения проявляются в тяжелой форме олигофрении.

Нарушение памяти как симптом заболеваний. Какие виды диагностики необходимы

Первичные исследования нарушений памяти осуществляются клинической методикой. Невролог производит сбор анамнеза и беседуют с пациентом. На основании полученных результатов специалист дает оценку сохранности когнитивных функций, выявляют степень выраженности расстройств и получает информацию о сопутствующих патологиях. С целью установления причин нарушения памяти больного направляют на прохождение:

• УЗИ шеи и сосудов головы
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ)
  • прямая офтальмоскопия
  • МРТ головного мозга
  • МРТ сосудов головного мозга
  • исследование спинномозговой жидкости
  • дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий
  • исследование глазного дна.

Методы лечения

Лечебные мероприятия подбираются специалистом для каждого пациента индивидуально и в основном определяются ведущим заболеванием. Например, наличие астенического синдрома требует восстановления полноценного режима труда и отдыха, ухудшение памяти по причине алкогольной и печеночной интоксикации – соблюдение режима и рациона питания, гипертония – поддерживания в норме кровяного давления. Общая методика терапии нарушений памяти включает:

1. Медикаментозную терапию с использованием препаратов, действие которых направлено на терапию первичной патологии, стимулирование когнитивных и метаболических процессов, улучшение кровообращения в мозге.
  2. Психокоррекцию, подразумевающую применение специальных приемов для тренировки памяти. С целью облегчения процесса запоминания специалисты используют ярко выраженные звуковые и зрительные образы, а также необычные ощущения.
  3. Ведение здорового образа жизни: систематические прогулки на воздухе, умеренные физические нагрузки, способствующие здоровому сну.

Важно! Пациентам с нарушением памяти рекомендовано регулярное чтение книг, просмотр и обсуждение документальных фильмов и научно-документальных передач.

Почему диагностику и лечение лучше пройти у нас

Прохождение обследований с целью выявления причин расстройства памяти возможно в любом медицинском учреждении, имеющем в наличие необходимую технику. В то же время, чтобы получить максимально точный результат, рекомендуется посетить одну из частных клиник, где все процедуры проводят на современном оборудовании.

Так, к примеру, в нашем диагностическом центре в штате состоят неврологи с высокой квалификацией и опытом работы 10 и более лет. Все диагностические обследования (КТ, УЗИ, МРТ и т.п.) в центре выполняют на высококачественной технике нового поколения от ведущих европейских производителей. После прохождения аппаратной диагностики и сдачи необходимых анализов пациентам назначают эффективное лечение, гарантирующее выздоровление в короткие сроки.

Результаты

При отсутствии основного прогрессирующего заболевания (эпилепсии, старческой деменции, шизофрении и т.п.) расстройства памяти вполне поддаются лечению. При получении отрицательного результата специалист клиники проводит повторную диагностику и на основании ее результатов назначает повторное лечение.

Реабилитация и восстановление образа жизни

Реабилитационные меры, направленные на полное восстановление памяти включают следующее:

• отказ от употребления алкоголя и никотина;
  • систематические занятия физкультурой;
  • полноценный сон;
  • периодические интеллектуальные нагрузки (решение кроссвордов, чтение книг и т.п.).

Важно! При возникновении психических или соматических заболеваний необходимо немедленное обращение к врачу.

Стоимость диагностики и лечения нарушений памяти

Восстановление памяти возможно при условии грамотно назначенного лечения, на основании результатов проведенной диагностики, в нашей клинике все услуги доступны по стоимости любым пациентам.

Первичный прием врача-невролога 2500 2000